str_nova (str_nova) wrote in ru_alexbon,
str_nova
str_nova
ru_alexbon

О творческом процессе

Был на днях разговор с одним интересным человеком, для которого творчество – это дело всей жизни, призвание, духовность. Разговор навёл на некоторые мысли.
Несомненно, каждый автор находит для себя свой собственный способ перенесения на бумагу, холст, нотный стан… своих творческих идей. У каждого особенные нюансы, свой метод.
Существует довольно распространённое мнение, что творчество спонтанно, что идея, рождённая в миг озарения - вот это и есть настоящее. Возникает вопрос: а зачем тогда автор? Он и его голова – это пустая коробочка для передачи информации? Вспоминаются слова Раневской: "Талант, как прыщ, может вскочить на любой з…це". Действительно не важно, кто ты? А важно, чтобы ты быстро набросал что-то на волне вдохновения?

Многие авторы знают, что творчество рождается не только из сиюминутного озарения. Момент, когда пришла идея, какая-то строчка или мотив – это только начало. Это набросок. Но наброска недостаточно для того, чтобы идея стала произведением. Для воплощения её нужна личность, которая способна поймать, понять мысль, развить её и реализовать.
На этапе воплощения идеи в жизнь талант становится автором. Сложность состоит в том, что для продолжения работы автор должен суметь поймать волну, которая была в момент озарения. Уметь вновь подключиться к источнику мысли, отрешиться от внешнего, освободить сознание… И тогда автор сможет довести начатое до конца.  Часто для этого нужно одиночество, отстранение от творчества других, чтобы сохранить свою волну. И работа, перекройка, шлифовка…
Моцарт месяцами вынашивал свою музыку в голове, прежде чем перенести её на бумагу.  Пушкин исписывал горы черновиков в поисках лучших форм. Бах сказал: «Мне пришлось усердно заниматься. Кто будет столь же усерден, достигнет того же». Как так? Ведь Бах гений. Что ему стоит быстренько записать то, что боженька надиктовал? А нет. Гений Бах утверждал, что работал не покладая рук.
Ведь одно дело, когда художник карандашом набросал нечто, а совсем другое – когда изобразил всё в деталях. Одно дело, когда актёр круто импровизирует на ходу, а другое дело – когда он может это повторить. Одно дело, когда сессионные музыканты наиграли сиюминутное в творческом порыве, и совсем другое – это то, что чувствует и мыслит сам композитор.

В этом контексте я хочу выразить респектище композитору Александру Бону за его умение довести мысль до конца, за дотошную работу в бункере. Пусть не идеально технически, не в лучших студиях Лондона, но… Наброски, которые мы слышали в самом начале, приобрели в итоге свою окончательную форму в плане композиции. И неправда, что в первый раз было лучше. Лучше стало, когда доработал, доконопатил.
Вот в отношении текстов хотелось бы, чтобы была проявлена не меньшая дотошность, и приобретён более профессиональный навык. Тексты выглядят как наброски. То, что они не лишены талантливости, очевидно. Но так же очевидно, что автор не может их самостоятельно привести в форму. Совет или даже обучение у серьёзного автора – это новогоднее пожелание от меня.
Про исполнительство. В исполнительстве тоже всегда заметно, доведена ли до конца идея, или это набросок идеи. Уже ловлю тапки, но… По поводу Нежности. Это очень интересная идея, абсолютно жизнеспособная, читаемая, понятная. Но по исполнению это набросок. Прекрасный, но незавершённый, с недоработанными деталями и швами - вокальными, инструментальными и композиционными. Да, скрепляет всё эмоция и осмысленность. Но форма спонтанная, сиюминутная. То же происходит в некоторых других песнях, кстати.
Собственно, да - это специфика музыкального искусства, звучащего искусства. То, что прозвучало сейчас, потом уже не должно повторяться, ценность была заложена в конкретном моменте. Но Бон обладает умением трансформировать смыслы, создавать смыслы, наполнять идеями казалось бы пустое. Я считаю, что это вообще его первейшее качество. И поэтому по-новому осмысленные каверы должны остаться в истории не как любопытные наброски идей, а как ясное, детальное воплощение, которое убедит любого. В этом плане мне бы хотелось услышать студийные записи нескольких каверов - но это из области фантастики мечта, конечно.

Пару слов о другой стороне творческого процесса. У иных творческих личностей имеется очень хорошая составляющая – это знание, что необходимо для обеспечения творческого процесса. И умение этим себя обеспечить! Звучит ужасно. Но художнику нужны краски, кисти, холсты… музыканту – инструменты, нотные тетради, аппаратура… поэту – бумага, ручки, текстовые редакторы… И всем нужно где-то жить. И кушать так хочется (с).
Яркий пример хочу привести. Арнольд Михайлович Кац, художественный руководитель и главный дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра с 1956 по 2007 гг. Руководитель со дня основания этого оркестра. Оркестра, который он создал своими руками. Разумеется, оркестр вырос на базе Новосибирской филармонии. Но это был не тот случай, когда дирижёр пришёл работать в готовый коллектив, ему вручили палочку, оркестр - и твори себе…
Это тот случай, когда молодой дирижер понимает, что ему нужны 90 музыкантов, а их нет. Когда музыканты приходят и уходят из-за маленькой зарплаты.
И тогда этот молодой дирижёр, одновременно преподавая в консерватории, сам подбирает музыкантов в свой оркестр , находит способы обеспечить их квартирами. Находит способы повысить зарплату до такой степени, что оркестрантам уже не хочется смотреть никуда налево. Конечно, не в одиночку, но как главный в этом процессе, он создаёт коллектив, который по сей день звучит на мировом уровне. И дело не в том, что другое время, другая ситуация и всё другое. Дело в том, что есть великолепный музыкант, блестящий дирижёр, творческая личность. И настолько же великолепный администратор. Одно соединилось с другим – и в итоге получилось явление в музыкальной культуре.
Но далеко не всегда в одном человеке соединяется художник и администратор. Гораздо чаще художники остаются художниками. И их творчество не приносит им при жизни успеха, известности. Сколько их, кто не умел себя «продавать»?................
И знаете, я думаю, что это качество не приобретаемое. И дело даже не в том, что человек не способен, а в том, что у него другой приоритет – творчество. Сальери был замечательным музыкантом и при этом умел ориентироваться в социуме, поэтому был успешен. А Моцарт был успешен в детстве, когда у него был крутой менеджер – папа. Но без грамотной поддержки Моцарта бросало в разные стороны, и пришло всё в итоге к нищете. Потому что Моцарт был погружён исключительно в творчество, а Сальери - в работу. (Правда, и наследие соответствующее – у Моцарта музыки в 2 раза больше. Да и лучше она ))
Смотрю я на разные случаи в истории, и так и хочется припечатать: в жизненных неудачах таких художников виноваты больше те, кто был рядом с ними и не смог найти пути донесения творчества до других. Как родители, которые не помогли в реализации таланта своего ребёнка… Ладно художник – он дитя, которое всё время проваливается в другое измерение, но вы-то куда смотрели?
Разумеется, имхо имхостое.
Как-то так несиропно вышло.
 
Tags: ктоздесь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 355 comments